Что умеет и чему учится ребенок
Мальвина Александровна Мацук – практикующий психолог, кандидат психологических наук, автор научных публикаций, специализирующийся на работе с детьми и семьей. Прошла обучение в Московском институте интегративной семейной терапии.

Ранний возраст - это возраст с года до трех лет, является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека.
Нормы психомоторного развития детей раннего возраста.
Что умеет и чему учится ребенок с 1года до 1,5 лет.
- ходить, приседать, пятиться, перешагивать через препятствия
- самостоятельно есть ложкой
- повторять ранее видимые действия в игре
- ориентируется в формах (шар, кубик, кирпичик и т.д)
- обобщает предметы по существенным признакам.
- быстро расширяет запас понимаемых слов, увеличивает словарный запас.
Что умеет и чему учится ребенок 1,5-2 лет.
- ходит, бегает, обходит препятствия
- ходит по невысокому бруску
- частично одевается с помощью взрослого
- понимает рассказ по картинке
- отвечает на простые вопросы
- выполняет постройки по образцу
- различает величину предметов
- использует в речи глаголы, простые двусоставные фразы
-
Что должно насторожить родителей.
Ходит на носочках, неуверенная покачивающаяся походка, часто натыкается на предметы.
Низкий познавательный интерес к окружающему миру, стремление к одиночеству, нет интереса к игрушкам, не подражает действиям взрослого.
Не откликается на свое имя, не использует речь для общения.
Бурно реагирует на запреты (громко кричит, падает на пол, бьется головой…)
Что умеет и чему учится ребенок 2-2,5 лет. - перешагивает препятствия чередующимся шагом.
- правильно держит ложку, самостоятельно ест.
- частично одевается, самостоятельно раздевается.
- употребляет в речи прилагательные, местоимения, сложные предложения.
- начинает задавать вопросы «где?», «когда?».
- понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.
- подбирает по слову предметы основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
- выполняет и называет постройки.
- усложняет сюжет игры с логической последовательностью действий.
Что умеет и чему учится ребенок 2,5-3 лет.
- появляется интерес к рисованию и лепке.
- самостоятельно одевается.
- пользуется салфеткой и носовым платком.
- часто задает вопросы «почему?», «зачем?»
- по назначению использует предметы в игре
- правильно показывает и называет основные цвета и формы
- появляются элементы ролевой игры(«дочки- матери», «стройка»)
Что должно насторожить родителей.
Отставание в росте, весе, психомоторном развитии.
Частые падения, неспособность перешагивать препятствия.
Потеря интереса к играм, отсутствие вопросов.
Затруднения манипуляции с мелкими предметами.
Неспособность понимать и выполнять простые просьбы взрослых.
Трудности взаимодействия (речевого, жестового).
Трудности овладения навыками самообслуживания.
Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное эмоционально насыщенное общение с матерью и членами семьи, укрепление привязанности, создание чувства безопасности и разнообразие развивающей среды.
Хочу выразить благодарность всем работникам Центра, педагогам, в частности, Наталье Ивановне – педагогу нашей группы, которая сумела найти подход к каждому ребенку. Отсюда и желание детей ходить на занятия с интересом и удовольствием. А также большое спасибо руководителям Центра «Умники и умницы» - Елене Владимировне и Елене Юрьевне