Однажды меня попросили выступить на телевидении по теме готовности к школе.
« Через неделю 1 сентября. Всем родителям будет интересно узнать, как подготовить ребенка к школе ? » - бодрым голосом начала наш разговор молодая девушка ведущая.
Запись программы пришлось прервать.
За неделю до школы можно успеть купить ранец и другие школьные принадлежности и для этого не нужна консультация психолога.
Большинство современных родителей задаются вопросом, что должен знать и уметь их ребенок, чтобы успешно начать школьное обучение ,каким он должен быть, чтобы школа не стала для него страшным кошмаром. Давайте разберемся, что мы можем сделать сами, а в чем необходима помощь специалистов. Итак, на повестке дня вопрос « Что такое готовность к школе?»
Готовность к школе включает в себя:
Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма ребенка, всех его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяется этот вид готовности. Если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем и вам рекомендуют специальные формы обучения, то есть смысл не отказываться от них.
Показателями низкого уровня развития по этому параметру считают наличие высокой утомляемости, тревожности,расторможенности,заторможенности,раздражительности,
плаксивости, драчливости. Головные боли, головокружение, тошнота от жары, потливость, нарушения сна, страхи ,недержание мочи, частая заболеваемость ( более 4 раз в год)
Интеллектуальная готовность включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков ( умение концентрироваться и запоминать материал зрительно и на слух, анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать речевые умозаключения), навыки чтения и счета.
Хотелось бы отметить, что правы те специалисты, которые утверждают, что читающий и даже умеющий писать ребенок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе.
На современных детей обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и потому легко забываются. Радио , телевидение, интернет, печать и реклама наполняют сознание дошкольников разнообразной информацией, но не способствуют ее систематизации и обобщению. Поэтому складывается мнение, что интеллектуальная готовность детей достаточно высока. Но в ней не достает самого существенного - умения самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения.
Чтобы достичь высокого уровня интеллектуального развития ребенку необходима развивающая среда с самого рождения ( а еще лучше если родители заботятся об этом и до рождения, когда только готовятся к встречи со своим малышом) на всех возрастных этапах. Дошкольное детство- это период особой важности т.к изобилует сензитивными ( особо чувствительными) периодами для развития различных навыков и способностей. Сензитивные периоды важно не упустить т.к они не возобновляются никогда.
Показатели низкого уровня развития по этому параметру
Низкая познавательная активность, недостаточная сформированность интеллектуальных умений: смотреть, слушать, осмысливать.
Слабо развита целенаправленность деятельности
Недостаточное развитие мелких мышц руки.
Несформированность ориентировки в пространстве, зрительного восприятия, низкий уровень развития процессов памяти.
Низкий уровень развития фонематического слуха и произвольного владения речью.
ТИПИЧНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.
Ребенок испытывает трудности при выполнении заданий, требующих анализа, выделения главного, причинно- следственных связей. Например, затрудняется в классификации предметов по определенному признаку, не может дать название прочитанному тексту, затрудняется в пересказе и отгадывании загадок.
Трудно сосредотачивается, удерживает поставленную цель, не может выполнить задание до конца, найти и исправить ошибку.
Трудности в срисовывании с образца, плохое качество рисунков и поделок.
Ограниченный кругозор и недостаточное развитие речи. Дефекты речи: нарушено произношение звуков, неверно изменяет падежные окончания и образует множественное число существительных( « Машина без колесов. «Много карандашов, самолет, ух» ит. д). Не определяет на слух место звука в начале, середине, конце слова.
Плохо запоминает последовательность действий- нуждается в неоднократном повторении условия задания до и во время его выполнения. С трудом припоминает увиденное.
Обычно, когда говорят о школьной готовности имеют ввиду, главным образом, интеллектуальную готовность, но есть еще не менее важная сторона- это готовность психологическая.
Не всегда высокий уровень интеллектуальной готовности совпадает с психологической готовностью ребенка к школе. Психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности принятия новой социальной позиции – позиции школьника. Эта позиция обязывает занять новое, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к сверстникам.
Очень важно, чтобы у ребенка к началу школьного обучения была достаточно зрелой эмоционально- волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между школьниками, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды, конфликтные ситуации. Дети, не умеющие договариваться, обращаться с просьбой, учитывать мнение других, избалованные лаской и родительской вседозволенностью, болезненно реагируют на замечания учителя, ищут виновных , отказываются идти в школу, грубят и устраивают истерики. Это свидетельствует о том, что ребенок не умеет сдерживать себя, управлять своим поведением.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок- первоклассник вместо « хочу это», должен заставить себя делать то, что « надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно развивать волю ребенка.
Родители могут это делать дома в играх, при выполнении хозяйственных поручений.
Ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одно занятие, принимался за другое. Ребенок должен прочно усвоить ,что любое дело следует доводить до конца.
Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, « ответственным поручениям». Ведь трудно научить ребенка чему – либо , если он сам этого не хочет. Желание учиться не появляется само собой, а под влиянием взрослых, которые говорят своим детям, что впереди у них новый, интересный этап их жизни, этап взросления.
Стремление ребенка стать более взрослым, стать школьником способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.
Показатели низкого уровня развития по этому параметру.
Отсутствие желания идти в школу, предпочтение игровых видов деятельности.
Недостаточная организация, и ответственность, неумение общаться и адекватно себя вести.
ТИПИЧНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Ребенок замкнут в общении, обидчив или сам часто является источником конфликтов.
Не понимает социальной позиции педагога- относится либо как к сверстнику, либо как к близкому родственнику.
Избегает контактов.
Низкий уровень развития любознательности.
Постоянно ждет практической или словесной помощи, нуждается в пошаговой оценке своих действий.
Не умеет выполнять правила в соревновательных играх.
Когда начинать готовить детей к школе? Чему учить ребенка до школы? Кто должен заниматься подготовкой к школе?
Вся дошкольная жизнь-это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению Но и не пускать все на самотек, надеясь ,например, на детский сад.
За два года до школы показать ребенка детскому психологу, логопеду, дефектологу, чтобы было время помочь ребенку в преодолении каких-либо трудностей и подготовить хорошую базу для будущих достижений.
Выбирая курсы подготовки к школе обращайте внимание на профессионализм специалистов и на то, чтобы программа курсов учитывала развитие большинства умений и навыков составляющих параметры готовности к школе.
Не старайтесь быть для ребенка учителем. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку и понимание.
Гаврилова Е.Ю –педагог-психолог, Почетный работник образования, руководитель и психолог Детского центра развития « Умники и умницы» www.umniki-tula.ru
Выбрать удобное расписание и записаться в группу можно по телефонам: 71-46-80, 8-906-629-64-09